animateMainmenucolor
activeMenucolor
osnTopcolor
top_div_osn_top
Грузонесущие системы
Конвейеры - производство конвейеров
Производим конвейеры ленточные, трубные (КСТ), грузонесущие (ПТК, ГНК), пластинчатые. Используем современные комплектующие мировых производителей
Марат
Казань
animateMainmenucolor

Подвесной конвейер - основные элементы

Несмотря на значительное различие в характере перемещения грузов и способах соединения тягового элемента с грузовой подвеской или тележкой, все подвесные конвейеры имеют много общего в конструкциях отдельных элементов. Максимальная унификация конструкций является важнейшей задачей. Одинаковыми по конструкции являются, как правило, тяговый элемент, привод, поворотные и натяжные устройства. Существенное отличие имеют ходовые пути, тележки и некоторые другие специфические узлы и элементы подвесного конвейера.

Тяговые элементы подвесного конвейера

Тяговым элементом подвесного конвейера служит цепь различных типов или, значительно реже, стальной канат. Для конвейеров, расположенных в горизонтальной плоскости, можно применять цепи любого типа:

  • тяговые пластинчатые роликовые с шагом 65...200 мм,
  •  пластинчатые приводные с шагом 25...38 мм.

Для пространственных конвейеров используют цепи, обладающие двусторонней гибкостью. Наибольшее распространение на конвейерах среднего и тяжёлого типов получили горячештампованные разборные цепи типа Р2 (ГОСТ 589-85) с шагом 80, 100 и 160 мм, конструкция которых допускает поворот звеньев в плоскости продольных осей шарниров на угол до 13°, что позволяет уменьшить радиусы вертикальных перегибов трассы.

Двухшарнирные специальные цепи имеют вертикальные и горизонтальные шарниры в каждом звене, что обеспечивает малые и одинаковые радиусы поворотов в горизонтальной и вертикальной плоскостях по направляющим путям без каких-либо дополнительных поворотных устройств. Подвески с грузом в грузонесущих конвейерах или толкатели в толкающих конвейерах крепятся непосредственно к цепи, что упрощает конструкцию конвейера. Двухшарнирные цепи получили широкое применение в подвесных конвейерах лёгкого типа для транспортирования грузов с массой до 50... 100 кг. Катки цепи часто делают из шарикоподшипников с пластмассовой обечайкой.

Круглозвенные цепи (ГОСТ 2319-81) калибром 6...18 мм применяют на конвейерах лёгкого типа с нагрузкой на каретку до 500 Н. Недостатки круглозвенной цепи — ускоренное изнашивание, сложность привода — ограничивают возможность её применения.

Секционная цепь на подвесной конвейер представляет собой шарнирное соединение одношарнирной цепи с кареткой при помощи специальных звеньев с дополнительным шарниром, ось которого расположена перпендикулярно к оси шарниров цепи и допускает поворот одной секции цепи в промежутке между каретками по отношению к другой.

Преимущество секционных цепей — возможность перегибов в вертикальной плоскости с малым радиусом (1...2 м) при использовании обычных одношарнирных цепей, недостатки — частый шаг кареток, усложнение конструкции ходовой части, привода, дополнительные нагрузки на каретку.

Каретки подвесного конвейера

Каретки подвесного конвейера (рис. 1.) состоят из двух катков 2 с консольными осями и подшипниками, кронштейнов 3 (к которым крепятся оси) и прокладки 4. Кронштейны соединяются друг с другом болтами 1 после установки во внутреннее звено 5 разборной цепи. Выступы кронштейнов жёстко фиксируют положение звена цепи; болт 6 с распорной трубкой 7 служит для шарнирного крепления грузовой подвески.

Каретки бывают рабочие — грузовые (одинарные и траверсные) и вспомогательные — опорные (поддерживающие). Рабочие одинарные каретки (рис. 1, а) предназначены для непосредственного крепления подвески с грузом; к рабочим траверсным кареткам (рис. 1, б) (обычно двум или четырём) крепят траверсу, к которой подвешивают тяжёлый или громоздкий длинномерный груз. Вспомогательные каретки устанавливают между рабочими каретками для предупреждения провисания тяговой цепи. Цепь может иметь жёсткое или шарнирное крепление к каретке. Последнее необходимо для обеспечения проходимости ходовой части по вертикальным перегибам путей с малым радиусом.

Расстояние между каретками (шаг кареток) на тяговой цепи определяется шагами цепи и подвесок с грузами и величиной радиуса вертикальных поворотов пути конвейера, если они имеются на его трассе (с уменьшением шага кареток — радиус уменьшается).

Рис. 1. Каретки подвесных конвейеров: а — одинарные; б — траверсные; 1,6 — болт; 2 — каток; 3 — кронштейн; 4 — прокладка; 5 — внутреннее звено цепи; 7 — распорная трубка

Тележки подвесных конвейеров

Тележки служат для перемещения прикреплённых к ним подвесок с грузом. Тележки бывают с двумя, четырьмя и шестью катками. Наибольшее распространение получили тележки с четырьмя катками. Четырёхкатковая тележка состоит из корпуса , к которому шарнирно прикрепляется подвеска с грузом, четырёх катков на двух осях, упоров и направляющих роликов, которые необходимы для обеспечения центрированного движения тележки по прямолинейным путям и на закруглениях, а также для перевода стрелки.

Катки тележек имеют ту же конструкцию и типоразмеры, что и катки кареток грузонесущих конвейеров. Диаметры катков тележек в диапазоне грузоподъёмностей 50...1 250 кг выбирают в пределах 50...125 мм; база тележки 100... 180 мм; размер колеи в значительной степени зависит от конструкции ходовых путей и грузоподъёмности.

Грузы, имеющие большие габаритные размеры и массу, транспортируют на нескольких тележках, соединённых одна с другой одной или двумя траверсами.

Толкатели и упоры

Толкатель служит для проталкивания (ведения) грузовой тележки, он укрепляется на звене тяговой цепи (обычно между двумя каретками) или непосредственно на основании кронштейна каретки и, соприкасаясь с упором тележки, передвигает её по грузовым путям. Толкатель на подвесной конвейер может иметь жёсткое  или шарнирное крепление к звену цепи или каретке.

Толкатели, как и упоры, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Управляемые толкатели бывают поворот-ные в плоскости движения цепи и выдвижные. Наибольшее распространение получили поворотные толкатели как наиболее простые и надёжные в эксплуатации и управлении.

  • Управляемые упоры тележек, так же как и толкатели могут быть выдвижные и поворотные. Наиболее оптимальными являются упоры выдвижные и поворотные в направлении движения цепи потому, что они обусловливают более плавную остановку тележки.
  • Управляемые толкатели наиболее целесообразны для конвейеров лёгкого и среднего типов (с перемещением грузов массой до 500 кг), а управляемые упоры — для конвейеров тяжёлого типа.

Остановы

Для выполнения производственных операций, складирования или накопления требуется остановить одну или несколько тележек на ходу подвесного конвейера, т.е. отсоединить тележку от движущейся цепи.

Отсоединение тележек при неуправляемых толкателях и упорах обеспечивается за счёт изменения расстояния между грузовым и тяговым путями, в результате чего грузовые тележки выходят из зоны действия толкателей, однако этот способ применяется в основном для передачи грузовых тележек с одного приводного контура на другой. Он не обеспечивает адресного отключения тележек. Для этого используются управляемые остановы. Управлять расцеплением движущейся цепи с грузовой тележкой можно при помощи одиночного или группового останова.

  • Групповые остановы размещаются на складских путях и состоят из головного, промежуточных и концевого остановов, работающих во взаимной согласованности, последовательно один за другим. Групповые остановы применяют на складских путях конвейеров, у которых тележки не имеют механизма автостопа.
  • Одиночный останов конструкции представляет собой коромысло, шарнирно подвешенное на оси, закреплённой в каркасе. На одном конце коромысла установлена стопорная планка, встречающаяся с упором тележки, а на другом — противовес. Под действием противовеса коромысло всегда находится в рабочем положении, упор движущейся тележки, встречаясь со стопорной планкой, выходит в зацепление с планкой и тележка останавливается.

Одиночный останов может остановить только одну тележку, следующие за ним тележки останавливаются в том случае, если на каждой их них есть механизм саморасцепления с движущейся цепью, т.е. автостоп. По конструкции автостопы бывают с нижним (под грузовыми путями), верхним (над грузовыми ветвями) и внутренним (внутри грузовых путей) расположением механизма расцепления.

Подвесные пути

Подвесные пути грузонесущих конвейеров бывают однорельсовые и двухрельсовые. Однорельсовые пути делают из двутавровых балок № 10...18, труб диаметром 100...150 мм и гнутых профилей коробчатого сечения. Двухрельсовые пути делают из двух уголков или гнутых профилей.

Подвесные пути толкающих конвейеров состоят из двух параллельных путей — тягового и грузового. По тяговому пути перемещаются каретки, присоединённые к тяговой цепи, а по грузовому — тележки с грузом. Ходовые пути изготовляют из стального проката (двутавров, швеллеров, угольников) или из гнутых профилей, а для лёгких конвейеров — из труб.

Поворотные устройства

Поворот трассы подвесных ковейеров в горизонтальной плоскости обеспечивается при помощи изогнутых участков направляющих, роликовых батарей, отклоняющих звёздочек или блоков.

  • Поворотное устройство со звёздочкой применяют обычно для разборной (на участках конвейера с большим натяжением), секционной и двухшарнирной безроликовой цепей.
  • Применение поворотных блоков обусловливается профилем их обода. По профилю обода поворотные блоки бывают с гладким сплошным ободом для разборных цепей; с направляющей канавкой для каната или сварной цепи.
  • Роликовые батареи применяют для разборных и пластинчатых цепей при изменениях направления цепи на угол менее 90° или же в таких случаях, когда требуется большой радиус горизонтального поворота (больше 750 мм), при котором звёздочки и блоки получаются слишком тяжёлыми и громоздкими.

Вертикальные перегибы конвейера образуются непосредственно изгибом направляющего пути, вдоль которого следует тяговый элемент.

Передаточные устройства

Для перемещения тележки или сцепа тележек с одного конвейера системы на другой применяются передаточные устройства, состоящие из передаточного механизма, поворотного устройства и стрелочного перевода (стрелки), по которому тележка переходит с одного грузового пути на другой. При непосредственной передаче тележек с толкателя одного конвейера на толкатель другого передаточный механизм отсутствует и вместо него используется тяговая цепь одного из конвейеров.

По направлению перемещения тележки с одного конвейера на другой различают передачи угловые (правые и левые) и прямые. Когда тележка перемещается навстречу острию стрелки, передачу называют встречной; когда тележка движется навстречу шарниру крепления стрелки — попутной.

Привод

В подвесных конвейерах применяют угловой и гусеничный привод, с постоянной и переменной скоростью.

  • Угловой привод может передавать тяговое усилие зацеплением при помощи звёздочки (для разборных, двухшарнир-ных и т.п. цепей) или кулачкового блока (для секционного тягового элемента), или же при помощи трейия (фрикционный привод для каната и круглозвенной цепи). Угловой привод со звёздочкой устанавливают обычно на повороте трассы конвейера на 90° или 180°.
  • Гусеничный привод устанавливают в горизонтальной плоскости на прямолинейном участке трассы конвейера, и тяговое усилие на цепь передаётся при помощи кулаков гусеничной цепи, входящих в зацепление с шарнирами конвейерной цепи.

Натяжные устройства

На подвесных конвейерах применяют грузовые, пневматические, гидравлические, пружинно-винтовые и винтовые натяжные устройства.

Однако наибольшее распространение получили грузовые натяжные устройства вследствие автоматичности их действия и большой надёжности. Применение грузовых натяжных устройств обязательно на конвейерах, проходящих через сушильные, нагревательные или охладительные камеры, на конвейерах с фрикционным и объединённым приводами, на многоприводных конвейерах.

Число натяжных устройств на конвейере должно быть равно числу приводных звёздочек, иначе возможно значительное перенапряжение цепи и неравномерное её изнашивание.

Подвески

Конструкция подвески зависит от характера, габарита и массы груза, назначения конвейера и способа его загрузки и разгрузки. Правильному выбору конструкции подвески должно быть уделено особое внимание при проектировании конвейера, так как от этого зависят бесперебойность и надёжность транспортирования грузов на конвейере.

Значительное распространение имеют рычажные и стропные подвески различных типов.

Для транспортировки лёгких грузов (массой до 5 кг) применяют скобы с крюками или проушинами, прикреплённые непосредственно к звеньям цепи в промежутке между каретками, или же специальные валики цепи с кольцами или крюками для непосредственного подвешивания изделий. Лёгкие тонкие или узкие детали, например, круглые бруски, полосы, листы и т.п. массой до 10 кг подвешивают на промежуточные планки-траверсы.

Консольные подвески на подвесные конвейеры имеют полки (консоли), располо-женные поперёк или вдоль оси конвейера. Для наиболее равномерного распределения нагрузки на катки каретки и более устойчивого движения подвески с поперечной консолью целесообразно крепить к двум кареткам.

Для транспортирования мелких изделий применяют мно-гополочные подвески — этажерки.

Для конвейеров, имеющих вертикальные участки подъёмов и спусков, применяют специальные крепления подвески при помощи выносных стержней в виде консольного треугольника. Вылет консоли подвески должен быть больше половины наибольшего габаритного размера груза и подвески, чтобы груз не задевал за цепь на вертикальных участках трассы конвейера.

Грузы длиной 3...5 м, например, пиломатериалы, подвешивают на гибких шарнирных тягах непосредственно к кареткам или при помощи траверсы.

Загрузочные и разгрузочные устройства

Подвески конвейера можно загружать и разгружать вручную, полуавтоматически и автоматически. Лёгкие грузы массой до 10 кг загружают и разгружают вручную непосредственно укладкой или навеской и съёмом грузов, а грузы массой более 10 кг при помощи рычажных захватов или электротали, установленной на монорельсе или кран-балке и движущейся параллельно линии конвейера.

Полуавтоматическая загрузка и разгрузка конвейера предусматривает выполнение основных трудоёмких операций самим конвейером при наблюдении и участии человека. Способы полуавтоматической загрузки и разгрузки разнообразны. Наиболее часто для полуавтоматической загрузки и разгрузки используют участки вертикальных подъёмов и спусков конвейера, на которых можно легко подхватить или подцепить груз на подвесной конвейер, или же отцепить его от конвейера.

Автоматическая разгрузка возможна при помощи отклонения подвески роликами на направляющих шинах. С наклонённой подвески груз сдвигается под действием силы тяжести на наклонный стол. Различное расположение роликов по ширине подвески позволяет автоматически распределять груз по разным пунктам разгрузки.