animateMainmenucolor
activeMenucolor
osnTopcolor
top_div_osn_top
Грузонесущие системы
Конвейеры - производство конвейеров
Производим конвейеры ленточные, трубные (КСТ), грузонесущие (ПТК, ГНК), пластинчатые. Используем современные комплектующие мировых производителей
Марат
Казань
animateMainmenucolor

Грузонесущие конвейеры - основные элементы

Подвесной грузонесущий конвейер состоит из следующих основных элементов:

  • тяговый элемент (цепи, каната),
  • каретки,
  • подвески.

Тяговый элемент грузонесущего конвейера

Тяговый элемент - для конвейеров, расположенных в одной горизонтальной плоскости, может быть любая цепь или канат. Для конвейеров с пространственной трассой применяются специальные цепи, которые имеют возможность поворачиваться не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, а также иногда — стальной или капроновый канат.

Различают цепи разборные, круглозвенные, двухшарнирные различных конструкций, комбинированные. Разборные цепи состоят из шарнирных секций и по способу изго-товления звеньев бывают горячештампованные (кованые) и холодноштампованные.

Круглозвенные цепи калиброванные и некалиброванные из круглой стали диаметром 6 — 18 мм служат тяговыми элементами подвесных грузонесущих конвейеров легкого типа. Преимущества круглозвенной цепи: дешевизна, сравнительная простота изготовления и возможность получения малых радиусов вертикальных перегибов путей конвейера из-за свободной шарнирности цепи во всех направлениях.

Двухшарнирные цепи имеют конструкции, которые обеспечивают повороты по малым радиусам как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Уменьшить радиусы перегибов можно:

  • 1) шарнирным соединением обычной цепи с кареткой при помощи специальных звеньев с шарниром, ось которого расположена перпендикулярно к оси шарниров цепи, и
  • 2) созданием собственно двухшарнирной цепи, т. е. цепи с вертикальными и горизонтальными шарнирами в каждом звене.

Канат по сравнению с цепью имеет следующие преимущества:

  • 1) при одной и той же допускаемой нагрузке он дешевле и легче; однако разница в массе особенно значительна (в 3—5 раз) только при сравнении масс непосредственно каната и цепи, а для полностью собранной ходовой части (тяговый элемент и каретки) сниже-ние массы не более 30—50%;
  • 2) канат не имеет шарнирных сочленений и, следовательно, менее подвержен износу;
  • 3) вследствие большой гибкости канат позволяет делать вертикальные перегибы с небольшими радиусами;
  • 4) более надежен в работе, так как разрывается не внезапно, а постепенно по отдельным проволочкам;
  • 5) скорость движения канатных конвейеров может быть принята более высокой, чем цепных, вследствие плавности и бесшумности работы каната.

Каретка грузонесущего конвейера

Каретка предназначается для крепления подвески с грузом и перемещения ее по подвесным путям, а также для поддержания тягового элемента от чрезмерного его провисания на участке между подвесками. Каретка — один из наиболее важных элементов оборудования подвесного конвейера. От качества ее конструкции зависят надежность работы всего грузонесущего конвейера и его стоимость.

Каретка должна легко передвигаться, т. е. иметь малый коэффициент сопротивления движению и надежное сцепление с ходовым путем; быть прочной и износостойкой в сочетании с малой собственной массой; надежно работать в тяжелых условиях эксплуатации; иметь простую и экономически целесообразную конструкцию.

Каретки (рис. 1.) состоят из двух катков 2 с консольными осями и подшипниками, кронштейнов 3 (к которым крепятся оси) и прокладки 4. Кронштейны соединяются друг с другом болтами 1 после установки во внутреннее звено 5 разборной цепи. Выступы кронштейнов жёстко фиксируют положение звена цепи; болт 6 с распорной трубкой 7 служит для шарнирного крепления грузовой подвески.

Каретки бывают рабочие — грузовые (одинарные и траверсные) и вспомогательные — опорные (поддерживающие). Рабочие одинарные каретки (рис. 1, а) предназначены для непосредственного крепления подвески с грузом; к рабочим траверсным кареткам (рис. 1, б) (обычно двум или четырём) крепят траверсу, к которой подвешивают тяжёлый или громоздкий длинномерный груз. Вспомогательные каретки устанавливают между рабочими каретками для предупреждения провисания тяговой цепи. Цепь может иметь жёсткое или шарнирное крепление к каретке. Последнее необходимо для обеспечения проходимости ходовой части по вертикаль-ным перегибам путей с малым радиусом.


 

Рис. 1. Каретки подвесных конвейеров: а — одинарные; б — траверсные; 1,6 — болт; 2 — каток; 3 — кронштейн; 4 — прокладка; 5 — внутреннее звено цепи; 7 — распорная трубка

Поворотные устройства

Трасса подвесного конвейера может иметь различные повороты в горизонтальной плоскости. Для изменения направления движения тягового элемента на горизонтальных поворотах служат поворотные устройства. В качестве поворотных устройств применяют звездочки, блоки, роликовые батареи и направляющие пути. Выбор того или иного поворотного устройства зависит от типа тягового элемента, его натяжения и радиуса поворота.

  • Поворотное устройство со звёздочкой применяют обычно для разборной (на участках конвейера с большим натяжением), секционной и двухшарнирной безроликовой цепей.
  • Применение поворотных блоков обусловливается профилем их обода. По профилю обода поворотные блоки бывают с гладким сплошным ободом для разборных цепей; с направляющей канавкой для каната или сварной цепи.
  • Роликовая батарея представляет собой ряд стационарных, расположенных по дуге роликов, по которым перекатываются звенья цепи. Ролики соединены с неподвижной рамой, прикреплённой к металлоконструкции, или на кронштейнах непосредственно к ходовому пути конвейера. Роликовые батареи применяют для разборных и пластинчатых цепей при изменениях направления цепи на угол менее 90° или же в таких случаях, когда требуется большой радиус горизонтального поворота (больше 750 мм), при котором звёздочки и блоки получаются слишком тяжёлыми и громоздкими.

Направляющие пути

Направляющим или ходовым называют подвесной путь конвейера, по которому движутся каретки, поддерживающие цепь и подвески с грузами. Конфигурация направляющего пути конвейера определяется трассой конвейера. Направляющие пути подвесного конвейера бывают однорельсовые и двухрельсовые и изготовляются из стали марок Ст3 или 14Г2, последняя обеспечивает более высокий срок службы путей при больших нагрузках.

  • Однорельсовые пути делают из двутавра № 10—18 (ГОСТ 8239—72), в отдельных случаях двутавр усиливают приваркой к нижней полке полосы толщиной 8—10 мм; из трубы диаметром 100—150 мм и гнутых профилей коробчатых сечений.
  • Двухрельсовые пути делают из двух уголков или из двух гнутых профилей. Двухрельсовый путь из уголков имеет преимущества: возможность применения кареток с цилиндрическими катками; диаметр катков кареток не ограничивается размером профиля путей; свободный промежуток между путями дает возможность иметь малое расстояние от оси цепи до нижней кромки путей и малые радиусы вертикальных перегибов.

Привод

Привод служит для приведения в движение тягового элемента грузонесущего конвейера. По характеру изменения скорости приводы бывают с постоянной и переменной скоростью. Изменять скорость можно плавно — при помощи вариатора или раздвижного шкива клиноременной передачи с переменным диаметром, или ступенчато — при помощи набора сменных передач коробки скоростей или многоскоростного двигателя. Плавное изменение скорости возможно также при применении привода с гидромотором, с электродвигателем постоянного тока или с двойным статором.

По способу передачи тягового усилия различают приводы с передачей усилия зацеплением при помощи звездочки или кулака гусеничной цепи и фрикционные. Последние применяют для канатов и круглозвенных цепей и разделяют на одноблоч-ные, двухблочные (тандем-привод) и специальные с прижимным устройством.

Приводы, передающие тяговое усилие зацеплением, бывают угловые — со звездочкой или кулачковым блоком и гусеничные— со специальной приводной цепью с кулаками.

  • Угловой привод может передавать тяговое усилие зацеплением при помощи звёздочки (для разборных, двухшарнирных и т.п. цепей) или кулачкового блока (для секционного тягового элемента), или же при помощи трения (фрикционный привод для каната и круглозвенной цепи). Угловой привод со звёздочкой устанавливают обычно на повороте трассы конвейера на 90° или 180°. Угловой привод состоит из приводной звёздочки, укреплённой на вертикальном валу редуктора, электродвигателя, соединённого с входным валом редуктора упругой муфтой, и предохранительного устройства.
  • Гусеничный привод состоит из приводной и натяжной звёздочек, на которые надета приводная, так называемая гусеничная цепь с кулаками упорного направляющего рельса и роликовой батареи. Гусеничный привод устанавливают в горизонтальной плоскости на прямолинейном участке трассы конвейера, и тяговое усилие на цепь конвейера передается при помощи кулаков гусеничной цепи, входящих в зацепление со звеньями конвейерной цепи. Упорный направляющий рельс и роликовая батарея обеспечивают цепям прямолинейное движение и не допускают их отклонения (отжима) одной от другой.

По конструкции составных элементов приводы бывают наборные из открытых передач, полуредукторные (например, по схеме электродвигатель — клиноременная передача — редуктор) и редукторные.

По количеству приводных двигателей приводы разделяют на однодвигательные и многодвигательные. По количеству приводных элементов приводы разделяют на одинарные — с одной приводной звездочкой или гусеничной цепью и объединенные — с одной общей трансмиссией на две или три приводные звездочки или гусеничные цепи.

Натяжные устройства

Для создания первоначального натяжения тягового элемента, компенсации его вытяжки вследствие износа и температурных изменений длины служат натяжные устройства, устанавливаемые на повороте трассы конвейера на 180°.

На подвесных конвейерах применяют грузовые, пневматические, гидравлические, пружинно-винтовые и винтовые натяжные устройства.

Однако наибольшее распространение получили грузовые натяжные устройства вследствие автоматичности их действия и большой надёжности. Применение грузовых натяжных устройств обязательно на конвейерах, проходящих через сушильные, нагревательные или охладительные камеры, на конвейерах с фрикционным и объединённым приводами, на многоприводных конвейерах.

Подвески для грузов

В подвесном конвейере грузонесущими элементами являются подвески, на которые укладывают или подвешивают транспортируемые грузы. Конструкция подвески зависит от характера, габарита и массы груза, назначения конвейера и способа его загрузки и разгрузки. Подвески выполняют в виде этажерек, лотков, крюков, рычажных захватов, коробов, цепных тяг, стропов и т. п.

Конструкция подвески зависит от характера, габарита и массы груза, назначения конвейера и способа его загрузки и разгрузки.

Правильному выбору конструкции подвески должно быть уделено особое внимание при проектировании конвейера, так как от этого зависят бесперебойность и надежность транспортирования грузов на конвейере. Подвеска должна быть прочной и простой, удобной для загрузки и разгрузки; надежной и безопасной для транспортирования грузов на горизонтальных и наклонных участках трассы конвейера; экономичной.

Для транспортировки легких грузов (массой до 5 кг) применяют скобы с крюками или проушинами, прикрепляемые непосредственно к звеньям цепи в промежутке между каретками, или же специальные валики цепи с кольцами или крюками для непосредственного подвешивания изделий. Легкие тонкие или узкие детали, например круглые бруски, полосы, листы и т. п. массой до 10 кг, «подвешивают на промежуточные планки — траверсы.

Значительное распространение имеют рычажные и стропные подвески различных типов. Для транспортирования литейных стержней и мелких деталей применяют многополочные подвески — этажерки.

Консольные подвески имеют полки (консоли), расположенные поперёк или вдоль оси конвейера. Для наиболее равномерного распределения нагрузки на катки каретки и более устойчивого движения подвески с поперечной консолью целесообразно крепить к двум кареткам.